Combaijtelirus
- А чего в нем было больше? Серого или Странника? - Свободы...
30.11.2013 в 01:06
Пишет Минан Дорр:

Влияние ЕГЭ на формирование речи современных школьников.
ficbook.net/readfic/1445721

Автор: Минан Дорр
Фэндом: Ориджиналы
Персонажи: Современные школьники
Рейтинг: G
Жанры: Статьи
Размер: Драббл, 3 страницы
Описание: Каким образом ЕГЭ и тестовая система опроса повлияла на формирование речи современных школьников. На опыте общения с учащимися и фикрайтерами.
Посвящение: Фикрайтерам. Вы, несмотря на все трудности стараетесь сохранить богатство и красоту русского языка.
Публикация на других ресурсах: Где угодно.

Я не виню в том, что многие школьники составляют предложения исключительно из грамматических основ, не только ЕГЭ - сам наш образ жизни способствует этому. Те же СМС - передай как можно больше информации в как можно более коротком сообщении - это тоже формирует соответсвующий стиль общения.

Несколько лет работы в школе, даже не в качестве учителя русской словестности, продемонстрировали деградацию речевых умений у большинства учащихся. Ответы на вопросы краткие, состоят из 1-2 слов, несмотря на просьбу ответить ПОЛНЫМ ответом. Учащиеся составляют тексты не логично, без связок отдельных предложений. Это все равно, что при пересказе текста - просто выписать несколько предложений и зачитать их в порядке выписки. Кто-то скажет, что это правильно? Да неужели? Проще - да. Проще выписать, а не читать ВЕСЬ текст, и не один раз, чтобы понять СУТЬ и ее рассказать, но своими словами.

Может быть я в чем-то не справедлива к современным учащимся, может быть завидую, что нас мучили в хвост и в гриву, а они - лежебоки сидят все уроки в интернете, утверждая, что зачем учить - все равно все найдем.

Но, уважаемые и мои любимые, мы учим не для того, чтобы вы запомнили каков размер Эвереста или численность населения Зимбабве, мы учим вас, чтобы вы научились обрабатывать поступающую информацию.

Возвращаясь к литературе, я, сдавая экзамены в школе, еще не застала ЕГЭ и считаю, что мне крупно повезло.

В 11 классе экзамен по русскому языку включал в себя не больше не меньше - сочинение.

Я не против тестов в математике, там уж простите, 2+2 всегда будет равно 4, не важно каким образом вы все это посчитаете. Возможно в этом мне тоже повезло - моим учителям математики (Спасибо вам, Галина Константиновна и Светлана Анатольевна) было все равно как я докажу теорему или решу задачу - главное, чтобы это было логично и результат совпадал. Здесь тесты действительно ускоряют процесс проверки знаний.

Итак, сочинение.

Литература - это не просто урок, где мы читаем, мы учимся формулировать свои мысли, чувства, на основе прочитанных книг. Почему в школьную программу включают классику?

По моему мнению, это сделано, в первую очередь, не чтобы загрузить бедняжек-учеников, а чтобы привить им культуру родной речи. Не "Сумерки" с их "я встала", "я пошла", где преобладают односоставные простые предложения. Честно, сначала подумала, что это глюк наших переводчиков. Но, я достаточно владею английским, чтобы прочитать в оригинале. И? Увидела ли я шедевр словесности? К моему прискорбию - нет. Оригинал оказался с литературной точки зрения еще более бедным, чем русский перевод. Кто-то пытался объяснить все эти огрехи тем, что писалось "от первого лица", но та же Джен Эйр, тоже написана от первого лица, но КАК подобраны слова, КАКИЕ эпитеты присутствуют, игра слов - наслаждение.

Я не ждала, конечно, от американского писателя уровня Толкиена, но все же.

Вспомнилась беседа с учащейся, закончившей девятый класс и обсуждающей список литературы на лето. В этот список входит (до сих пор) не одно великое произведение русской классической литературы 19 века. Девушка повертела листочком и фыркнула.

- Читать много! Особенно "Войну и Мир"... это произведение, где мужик с дубом разговаривал...

Прокрутив в памяти не сколько сам текст монолога Андрея Болконского, сколько те выводы, которые мы делали на основе прочитанного, о том как изменилось его философское восприятие жизни. И это никак не укладывалось в формулировку "разговора мужика с дубом."

Не далее как в марте 2013 года, я пришла на ФикБук. Сначала пришла как читатель, потом и как автор.

Постепенно, круг авторов, которых я читала, как и фендомов, расширился. Но очень часто стала замечать то, что многие молодые авторы (из еще учащихся) пишут ровно так, как учит ЕГЭ.

Постараюсь объяснить...

ЕГЭ формирует тестовое мышление, когда ты говоришь "а" на вопрос, то твой оппонент априори знает, что ты подразумеваешь. Это как в тесте, компьютеру не важно какие доказательства ты привел, важно только правильно тыкнуть буковку. Это формирует стандартность мышления, даже точнее стандартизированность.

Практически полное отсутствие сочинений и анализа текстов (если анализ и присутствует, то он сводится к табличке - найди Эпитеты, найди сравнения, когда был написан текст, кем) приводит к тому, что учащимся в школе не прививаются навыки владения речью. Все навыки они получают в окружающей среде, а отличия разговорного стиля и стиля художественного все-таки достаточно велики.

Возвращаясь в ФикБуку, наткнувшись на интересное произведение, я его прочла, а затем посмотрела профиль автора. Автором оказалась ученица 9 класса школы, и, прочитав ее первые рассказы, поняла на СКОЛЬКО вырос в литературном плане язык девушки. Разнообразился, стал живым, четким.

Сталкивалась и с другими авторами "я так пишу, и буду писать. Мнение ничье кроме моего меня не волнует". Обидно, когда хорошие идеи губит плохое исполнение.

Итак, я бы хотела закончить свою немного сумбурную статью, хотя даже скорее эссе, на тему "верните пожалуйста нам сочинения в школу", словами благодарности проекту "ФикБук". Несмотря на множество ошибок, недочетов у авторов, заметна огромная тенденция - авторы в большинстве своем действительно хотят и стараются писать. Так как умеют, спасибо, что вы не отчаиваетесь и стараетесь стать лучше. Очень приятно видеть, что есть те, кто хранит красоту русского языка. Спасибо вам, за то, что несмотря на все, вы вернули мне веру в ваше поколение. Веру в то, что у нас все будет хорошо.

Спасибо.

URL записи

@темы: Креатив, Личное, Упертое (спЫзжено!)